Об индийском пении мы судим, в основном, из индийских фильмов. Они, конечно, колоритны, но музыка, которая в них звучит, — это музыка для развлечения. Другой род индийской музыки предназначен для духовных практик. Для среднестатистического европейца она малопонятна.
Западный менталитет воспринимает музыку мелодическую, построенную на аккордах. А в индийской музыке мелодия может изменяться, варьироваться, закручиваться, преображаться самым невероятным образом. В эту музыку можно вливаться и течь вместе с ней. Не должно быть никаких мыслей, никаких отвлечений на что-то внешнее.
Европейская классическая музыка подразумевает то, что исполнитель не может отклониться от заранее записанных нот. Такую музыку можно сыграть не прочувствованно, а чисто технически. Индийскую музыку невозможно передать, не чувствуя ее. Индийская классическая музыка основывается на рагах и импровизациях. Раги — это такие последовательности нот, которые обладают определенными свойствами. Раги бывают дневные, ночные, вечерние, зимние, осенние, летние, жаркие, холодные — их огромное количество.
Индийская музыка, как и в целом индийская культура, колоритная, цветная, узорчатая. Такая же, как их храмы. Европейцам свойственна какая-то механика, музыка, более понятная для ума. Индийская музыка направлена на пробуждение глубинных внутренних пластов. Россия стоит на перепутье между Западом и Востоком, здесь музыка для медитации, для расслабления воспринимается с интересом. Индусы воспринимают музыку не как нечто приносящее эстетическое наслаждение, они музыку воспринимают как нечто мистическое. Если музыкант сыграет в определенном месте мелодию, то она будет оставаться в этом месте очень долго. Она оставит свою энергетику. Любой человек, попадающий в эту энергетику, ощутит присутствие особенных вибраций, связанных со звучавшей здесь когда-то мелодией. Последние научные разработки по поводу торсионных полей объясняют это свойство: звук — то же торсионное поле, если он исполнен человеком просветленным, то этот звук несет очень мощное торсионное поле, которое затем существует в данном месте достаточно длительный промежуток времени. Разные ноты воздействуют на разные энергетические центры человека — чакры. Таким образом, мы можем лечить какие-то проблемы, болезни. Можно выравнивать биополе человека.
В Индии считается, что музыка дана людям Богами для того, чтобы помимо эстетического удовольствия человек мог познавать себя, и мог бы выражать свое внутреннее «я». За счет особой системы передачи знаний от учителя к ученику. Научиться этому без учителя невозможно. Учитель передает не только знания, между ним и учеником идет глубокое духовное общение.
Извлечение звука связано со всей системой йоги. Мы не можем научиться правильно извлекать звуки, если мы не являемся людьми, соблюдающими определенные заповеди. Если мы будем заниматься музыкой, имея внутренние проблемы, то мы через музыку будем их выражать. Извлечение звуков в индийской музыке основывается на правильном дыхании. Почему индусы поют только сидя в позе лотоса? Она наиболее удобна для дыхательных упражнений. Когда мы стоим или сидим на стуле, у нас более тяжелые условия для дыхательных упражнений. Индийское пение настолько сложный процесс, что индусы им занимаются всю жизнь и только к шестидесяти годам становятся мастерами. Только через пятнадцать лет обучения ученик может выходить на публику.
Мы все-таки ближе к европейцам, мы привыкли к попсе, мы на ней выросли. У нас уже определенный склад восприятия. Нам хочется той музыки, под которую можно подергаться. То, что непонятно, люди привыкли отодвигать. Первым впечатлением от индийской раги может быть шок. Вот звучит музыка, совершенно необычная, совершенно неизвестная, используются необычные ритмы, необычные инструменты. И внутри происходит нечто. Точно такая же энергетическая музыка течет внутри человека. Если у него чакровая инфраструктура не поражена, то внутренняя энергия легче поднимается и течет. Если же что-то заблокировано, то при первом впечатлении человек может просто испугаться тех процессов, которые начинают происходить внутри. Но бояться этого не надо. Индийские инструменты дошли до наших дней практически без изменений, когда они звучат, извлекаются звуки тысячелетней давности. Тогда люди жили в соответствии с ритмами Космоса.
Индия — прародительница всей музыки. Где-то я читал, что один наш ученый исследовал древних славян, выезжал в экспедиции, и вот в одной деревеньке бабулька и дедок исполнили что-то для славян непонятное. Он смотрит на них — даже лица изменились, стали просветленные, помолодели. В принципе рага обладает такими свойствами. Когда индийские музыканты исполняли раги, они могли менять погоду, лечить людей… Индусы считают, что человек не в состоянии придумать музыку. Она дана Богами. Человеку вообще что-то придумать не дано. Это «что-то» спускается из высших сфер. Раньше в Индии были риши — мудрецы, которые уходили в лес, шли путем аскезы. Это был единственный путь для становления в духе. Как раз в такие моменты к ним начинала спускаться музыка. Если бы мы чаще выходили на природу, наблюдали бы за журчанием ручья, за шелестом листвы, то мы бы ощутили именно эту музыку. Древние ощущали, поэтому стали придумывать какие-то инструменты, натягивать струны и пытаться воспроизвести. Если человек живет ближе к природе, из него исходит очищающая музыка. У нас есть правый канал, солнечный, активный, есть левый канал, лунный, пассивный. Если мы чувствуем чрезмерную активность, перевозбуждение, значит в настоящее время сильно задействован правый канал. Его можно успокоить соответствующей музыкой. Если мы подавлены, меланхоличны — преобладает действие левого канала. Мы так же можем подобрать музыку, которая нас взбодрит, введет в действие.
Так, с помощью музыки, мы можем соблюдать внутренний баланс, чтобы нас не бросало из крайности в крайность. Три основные силы — это сила желания, сила действия, сила восхождения. В йоге используется еще и четвертая сила — сила матери человека. Внутри него самого. Это сила спасения. Божественная искра. Кундалини. При помощи этой силы идет медитация. Эта сила используется в боевых искусствах. Если вести нормальную жизнь, без убийств, воровства, то внутренняя энергия правильно поднимается в человеке, начинает правильно работать. Это наша внутренняя мудрость. Она сопряжена с музыкой. На Востоке все направлено на сам процесс действия. Музыка — как процесс становления. А у европейцев все направлено на результат, который нужен как можно скорее. Для восточного человека неважно, когда наступит результат, он знает, что когда-нибудь наступит, может, не в этой жизни, в следующей. Важен сам процесс получения результата.