Голос родной земли. Канадская певица, арфистка и композитор Лорина Маккеннит в настоящее время является одной из самых ярких звезд на небосклоне фолк-музыки. Творчество Лорины характеризует ее как высокого профессионала, имеющего тонкий вкус.
Я узнала многое об истории и географии кельтов, и оказалась втянута в древнюю богатую культуру ритмов, мелодий и слов. Я открыла традиции, которые повторяют друг друга, находясь на разных концах земного шара, людей, у которых свои особенности, но которые разделяют те же ценности.
Сама певица отмечает, что все её работы основаны, в первую очередь, на историческом наследии кельтов, и именно эта этническая канва определяет её поиски. Это неудивительно, так как семья Маккеннит свое происхождение ведет от ирландских эмигрантов. Некоторые факты биографии помогают понять генетически заложенное в Лорине стремление к культуре и искусству своей «исторической» родины.
Лорина родилась в 17 февраля 1957 года в канадском городе Морден в семье медсестры и скотопромышленника. Этот небольшой провинциальный городок был центром сплетения самых разнообразных мировых национальных традиций. Именно здесь Лорина увидела и впервые почувствовала это взаимодействие и впоследствии развила его в собственном творчестве. Юная девушка получила музыкальное образование по классу вокала и фортепиано. В десятилетнем возрасте она уже пела в городском детском хоре и играла на органе. Кроме того, была одним из лучших исполнителей шотландского танца хайленд в своем городе.
«Первой ступенькой для меня была кельтская музыка», — вспоминает Лорина. «Её звуки привлекали меня на подсознательном уровне, и она лежит в основе того, что я продолжаю делать и до сих пор».
В семидесятые годы Лорина переехала в Виннипег. В Канаде существовал не один клуб, где собирались и выступали любители народной музыки. И Лорина стала участником одного из таких клубов. «Первой ступенькой для меня была кельтская музыка», — вспоминает Лорина. «Её звуки привлекали меня на подсознательном уровне, и она лежит в основе того, что я продолжаю делать и до сих пор». В конце семидесятых Лорина — постоянная участница всех местных фолк-фестивалей. Получило развитие и ее второе увлечение: она стала активно сотрудничать с местными музыкальными театрами, участвуя в постановке крупнейших бродвейских мюзиклов. Ее музыкальное образование в это время продолжилось учебой в Manitoba School for Theater and Allied Arts. Однако в то же время Лорина стала студенткой местного университета по сельскохозяйственной тематике и намеревалась стать ветеринаром. Более того, основным источником заработка для Лорины в то время была работа в фирме ее отца: в качестве менеджера она занималась продажей домашнего скота. Однако музыка оказалась сильнее.
В 1981 году, приобретя определенную известность и получив специальность ветеринара, о которой она мечтала еще в детстве, Лорина переехала в Стрэтфорд, где участвовала во множестве фестивалей и театральных постановок. В следующем году она совершила свою первую поездку на родину предков. К этому времени кельтская музыка и песни стали для нее настоящей страстью. Вдохновленная поэзией У. Б. Йитса и музыкой таких исполнителей, как Ален Стивель, Planxty, Bothy Band, она извлекла из этого путешествия идеи, которые в будущем легли в основу её творчества — идеи сохранения и переработки музыкального наследия древних кельтов.
Вернувшись домой, Лорина создала собственную студию звукозаписи, Quinlan Road и свой первый альбом «Elemental» выпустила в 1985 г. на кассете. Позже продажа дисков и активная концертная деятельность принесли певице известность по всей стране. Следующие работы не заставили себя ждать. В ближайшие несколько лет Лорина выпускает еще два альбома. В первом из них — «To Drive The Cold Winter Away»(1987), вниманию широкой публики были представлены английские рождественские песни — кэрол. В следующем «Parallel Dreams» (1989), предметом творческого «исследования» стала история кельтов. Здесь появились как народные ирландские песни, так и собственные мелодии в этом духе.
Тем временем, количество поклонников росло, и положительные отклики множились. После выхода «Parallel Dreams» вышел ряд серьезных публикаций в канадской прессе, а телекомпания СВС показала миллионам канадских зрителей ее получасовое выступление на «Летнем Фестивале» 1988 года. Популярность Лорины выходит за пределы Канады. А в конце 80-х годов она отправляется в первые турне. В 1991 г. певица принимает участие в фестивале кельтской культуры в Венеции. «До того, как я попала сюда, я думала, что кельты жили только в Ирландии, Шотландии, Уэльсе и Бретани» — вспоминает Маккеннит. Однако современные этнографические исследования свидетельствуют о том, что кельтские племена населяли не только эти области, но и часть современной Германии и Швейцарии, испанской Галиции, Австрии, Чехии, Словакии и, даже, — Польши и России.
«На деле оказалось, что эта древнейшая культура распространилась по всему миру и тесно переплелась с культурными традициями практически всех народов. Я узнала многое об истории и географии кельтов, и оказалась втянута в древнюю богатую культуру ритмов, мелодий и слов. Я открыла традиции, которые повторяют друг друга, находясь на разных концах земного шара, людей, у которых свои особенности, но которые разделяют те же ценности» — говорит певица.
Именно с этого момента в музыке Лорины начинают звучать мотивы «путешествий» во времени и пространстве. Следующий альбом «The Visit» вышел в 1992 г. на Warner Canada. Альбом стал в Канаде платиновым. Заслуги Маккеннит были признаны и канадским музыкальным бомондом, и она удостоилась премии «Juno» (канадский эквивалент «Грэмми»). Не менее популярным стал и альбом «The Mask and The Mirror» (1994), в котором Лорина обратилась к музыкальным традициям Испании. По её словам, «это был золотой век: единение христианства, ислама и иудаизма создало уникальную смесь, которая оказала невероятное влияние на всю западную цивилизацию». В 1995 она сотрудничает с известным музыкантом, продюсером и популяризатором World Music Питером Гэбриэлом. Именно в его студии Real World Records был выпущен «А Winter Garden» (1995).
В 1998 г. за успехом в США сингла «Mummers Dance» последовала новая запись «The Book of Secrets» (1997), в которой Маккеннит продолжает идею путешествия через разные страны и мировые культуры. Этот альбом сделал Лорину звездой мирового масштаба, её песни теперь охотно брали на радио, а клипы показывали по MTV. Она стала одним из самых интересных проектов концерна Warner за последние десять лет, наравне с другой «кельтской дивой» — Энией. География альбмома «The Book of Secrets» охватила огромное культурное пространство — от древней Византии до кукольного театра на Сицилии, от каменистого острова Скеллиг до Венеции и путешествий Марко Поло, а также путешествий в горы Кавказа. Путешествие Лорины по Транссибирской железной дороге также добавило ярких впечатлений, получившем отражение в альбоме.
Лорина пишет музыку и для кино, она звучит в разных фильмах, таких, как сериал «National Film Board Of Canada’? s Women And Spirituality» («Женщины и духовность» Национальной Киноассоциации Канады) и «Leolo» Жан-Клод Лаузона, здесь также и голливудские фильмы «Jade», «Highlander (Горец) III», «The Holy Man» («Святой»), «Soldier» («Солдат») и «The Santa Clause». Трагические обстоятельства личной жизни повлияли творчество Маккеннит, и до последнего времени она отстранилась от музыки, практически завершив музыкальную карьеру концертным альбомом «Live in Paris and Toronto» в 1999 г. Лорина не раз заявляла о намерении уйти из музыкального бизнеса и посвятить себя семье. Однако в настоящее время она записывает новый диск после шестилетнего перерыва. К сожалению, точных сведений о его выходе нет.
Официальный сайт
Неофициальный русский сайт
Лорина Маккенит в «Википедии»