«Конец летА» экспериментирует. Со времен умирания песни как таковой в виду поглощения ее гламурно-минетной эстрадой фолк обозначил новые горизонты жанра. Направление дарит слушателям много находок.
На обложке: фотография Дмитрия Хрусталева, для оформления дебютного диска.
Скажу сразу: критика — это не по моей части, я киноавтор и мыслю кадрами. Соответственно, в творчестве взаимодействую с теми, с кем раскадровка получается. Когда «Конец лета» поставил демо-диск со студийными записями в машине по дороге на фотосессию в Копорский замок, и я услышал «How Death dances», то воскликнул: «Вот такую музыку я искал к «Диалогам Платона». Ну, с этого у нас все и началось. Так конец лета (а был ранний октябрь, по крайней мере, по-бабьи было лето) обернулся началом новой реальности.
В композициях активно используются инструменты самых разных этносов, древние мотивы оригинально перерабатываются, в народную музыку вносятся новые приемы обработки. И это вам уже не «приправа» на народных гуляниях и официальных мероприятиях, это пласт культуры.
Под занавес прошлого года «Конец лета» выпустил первый альбом «Слушайте гром!», вызвавший большой интерес в самых разных аудиториях. Сразу выяснилось, что рамки традиционного фолк-рока ребятам явно тесны. Вот как мыслит об этом лидер команды Герт Чепелев:
«Фольклористы нас не очень-то любят за извращенства над наследием предков. Для 99% слушателей фолк-рок — это гитара-бас-барабаны со скрипкой, флейтой и волынкой. Но все это придумал «Вавилон» для коммерции. Никакого «фолка» на самом деле не существует. В американской, более аутентичной терминологии «фолк» — непрофессиональная музыка, «ор» под гитару, типа «от сохи», а не из консерватории. Мы считаем, что нужно просто играть музыку. Но народ падок на стереотипы, иначе «не врубается», ибо просто лень. Если «фолк» — это скрипка, флейта и т.п; «готика» — что-то мрачное, декадентское; «авангард» — эксперимент; «рок» — все, что под гитару, с басом и барабанами, — значит наш стиль avante gothic folk rock»
Не только они сами — многие в затруднении, как определить их стиль. Они интегрировали ритмы Ингерманландии, средневековый европейский драйв и эллинско-гиперборейский транс.
Участники «Конца лета» встретились в петербургской школе искусств имени Свиридова. Учась на разных отделениях, — кто на хоровом, кто на фортепианном, кто на духовом, — вдруг обнаружили желание играть модную в то время (начало 2000-х годов) готическую музыку. Как-то на Хеллоуине отыграли под названием Death hunterts («мертвые хомячки») — не свои песни, а переработки. И поняли…что надо искать себя в другом направлении.
Они даже басню Эзопа на латинском языке на музыку положили…
«У нас с текстом зачастую связаны смены ритмических рисунков, когда мелодия начинается в одной плоскости, а заканчивается совершенно в другой, — раскрывает творческую кухню композитор и клавишник Дмитрий Свиридо, — первоначальным импульсом к басне Эзопа про волка и ягненка послужили современные испанские и мексиканские композиции с экспрессивными речитативами. Только показалось, что нам в качестве языка лучше подойдет латынь. Но произведения на латыни большие по объему и там много религиозных мотивов. Поэтому остановились на короткой басне. Начало сделали классическим — с виолончелью, а потом — рэп. После рэпа — хорал, который переходит в металлические «запилы». Они заканчиваются мощной гитарной концовкой. Человек невольно интересуется: что все это значит? Возникает ощущение чего-то необычного, оригинального. Такая музыка пробуждает интерес к познанию».
Наверно правильней делить музыку не на стили, а на ту, что нравится, и ту, что не нравится.Талант определяет воля к творчеству. Если она имеется, то человек или коллектив найдет себя в океане искусства.
Зрителя и слушателя эпатирует то, что не вписывается в привычные рамки. Первоначально он может столбенеть и недоумевать, как это бывало на некоторых выступлениях, где собиралась публика, слышавшая «Конец лета» впервые.
Ребятам пока не всегда удается сориентироваться в аудитории и выстроить программу адаптированно к собравшемуся контингенту. Но это придет. Когда-нибудь появится и второй, и третий, и следующие альбомы, и будет из чего выбирать.
Как было сказано неким доброжелателем, «остается только привести исполнительские качества сообразно общему высокому уровню музыки».
Я со своей стороны рад (даже не то слово!), что фильм «Диалоги Платона» озвучен такой командой. Думаю, мы пойдем к новым образам. Зачем мы сюда пришли?
Дети северного ветра и путей его бескрайних,
Мы опять сюда вернулись, в этот старый сонный мир —
Возвестить о новом утре, разбудить живых и ранних
И развеять веру поздних в позолоченный кумир.
Это наше возвращенье грянет дерзким ураганом,
Мы очистим мир от скверны — от всего, где виден край:
От иллюзии закона, от вселенского обмана,
От подкупленного бога, от пародии на рай.
Группа «Конец лета» Vk.com