Мантра. Чистые черновики

Интервью с группой «Мантра». Музыканты рассказали, как несчастная любовь помогла найти свой путь, о том, что музыка — это гигантский многолетний труд. А так же об отличиях продюсеров в России и Канаде и о том, что делать с ленивыми и конструктивными критиками.

Музыка как один из прекрасных и уникальных моментов нашей жизни помогает, как, например, математика, понять и полюбить этот мир во всём его многообразии…

— Можно с самого начала?.. «Мантра» — это случайное название? Говоришь «мантра» — и сразу перед глазами Индия, восток…

Ника Ратомская (лидер группы): Не случайное. Но, признаться честно, называя проект «Мантра», я не предполагала, что в большинстве случаев его идея будет ассоциироваться в лучшем случае с восточной философией.

В переводе с санскрита «ман-тра» означает некое знание «свыше». Только так я могу объяснить для себя, откуда в моей голове рождались и продолжают рождаться все мои стихи и песни. Люди искусства зачастую утверждают, что не могут творить без особого состояния души, без так называемого «вдохновения». Я знаю многих поэтов, черновики которых невозможно прочесть человеку, который не изучал вспомогательные исторические дисциплины.

Я никогда не понимала, что такое это вдохновение. Мои стихи писались сами собой. Обычно я садилась за стол перед чистым листом бумаги, а затем — просто наблюдала, как — подобно бабушкиному кружеву — сплетаются передо мной в голом пространстве незнакомые слова. Мои черновики всегда были чисты. С самого начала я писала стихи без единой помарки — разве что только допуская описку.

Я не ходила в детстве в музыкальную школу, не изучала основ музыкальной композиции. Но часто я просыпалась по утрам и слышала в своей голове музыку. Я ее слышу до сих пор. Но в отличие от детских лет, теперь у меня есть необходимые знания для того, чтобы ее записать. В этом и есть моя Мантра.

Марина Гутенева (композитор и аранжировщик): Для меня мантра — это гармония, что-то светлое и теплое. Я всегда себя успокаиваюсь так — пою мантры.

Евгений Кузнецов (бас-гитара): Для меня это слово скорее означает тихий отдых.

— Музыканты, творческие личности — это каста избранных или равнозначная составляющая человечества?

Ника Ратомская (лидер группы): Если говорить непосредственно о творческих личностях, то для меня каждый человек — это творец своего дела. Он может не рисовать картин, не писать стихов. Он может быть учителем младших классов. Но именно от него часто зависит, научится ли тот или иной ребенок верить в себя так, чтобы стать Человеком, а потом уже Поэтом, Музыкантом или менеджером.

А если речь идет исключительно о музыкантах, о тех, кто способен исполнить классическое произведение и играет не только во дворе или на кухне, то это не каста избранных. Это каста трудяг, которые как минимум лет двадцать отдали не походам в зоопарк и свиданиям, а упорным занятиям, по результатам которых нередко получали указкой по рукам или смычком по попе.

А если речь идет исключительно о музыкантах, о тех, кто способен исполнить классическое произведение и играет не только во дворе или на кухне, то это не каста избранных. Это каста трудяг, которые как минимум лет двадцать отдали не походам в зоопарк и свиданиям, а упорным занятиям, по результатам которых нередко получали указкой по рукам или смычком по попе.

Марина Гутенева (композитор и аранжировщик): Творчество — это неотъемлемая часть жизни любого человека. С моей точки зрения, каждый в своей жизни обязательно должен заниматься творчеством — и музыкой, в том числе, иначе сложно постигать мир духовно и формировать эстетический вкус.

Но в современно структурированном обществе почему-то эта функция лежит не на самом человеке, а на, как вы сказали, касте «жрецов» музыкального искусства. Это плохо, так как неминуемо формируется разрыв между любителями музыки и профессиональными музыкантами — в восприятии музыки. Музыка как один из прекрасных и уникальных моментов нашей жизни помогает, как, например, математика, понять и полюбить этот мир во всём его многообразии, поэтому каждый, кто занимается музыкой, естественно вносит свой вклад в этот сложный процесс.

Матвей Байдиков (гитара): Хорошие музыканты — нормальные, адекватные люди. Это равнозначная составляющая, но, к сожалению не большинство человечества.

Евгений Кузнецов (бас-гитара): Составляющая человечества с ярко выраженным талантом.

Анастасия Смагина (виолончель): Такая же равнозначная, как все остальные. Как же мы будем жить без инженеров или строителей?

— Главный бич творцов — гордыня. Что думаете об этом? Знакомы ли вы с этой девушкой?

Ника Ратомская (лидер группы): Любого творца красит не только творение, но еще и скромность. Я стараюсь изо всех сил не забывать об этом.

Марина Гутенева (композитор и аранжировщик): Лично я — не знакома. У меня впереди километры пути по дороге совершенства, тут уж не до гордыни. Я наоборот весьма скромно оцениваю свои таланты…

Матвей Байдиков (гитара): Главный бич творцов — лень.

Евгений Кузнецов (бас-гитара): Да я вообще круче всех! Так о какой мы там девушке говорили?..

Анастасия Смагина (виолончель): Не приходилось встречаться… По-моему, есть другой бич — перфекционизм или неуверенность в собственных силах.

— Что было для вас первым импульсом к выбору музыкального пути?

Ника Ратомская (лидер группы): Вообще — несчастная любовь. Музыка жила во мне всегда. Я, правда, не сразу определила формат своего пути. В моей семье не было музыкантов, поэтому в данном случае я всегда оставалась один на один со своим собственным мнением.

В первом классе я единственная из девочек младших классов прошла прослушивание на вокальное отделение в школе при Гнесинской академии. Но тогда в меру семейных обстоятельств я не пошла. Попросту — испугалась. В средней школе и в старших классах я наверстала это упущение и занялась академическим вокалом. Затем пела в церковном хоре.

А затем я влюбилась в будущую рок-звезду. Ну, или по крайней мере, мне так казалось. Рок-звезда писал классные песни. Сам писал! Сам играл! Сам пел!!! Конечно же, у нас случилась любовь. Конечно же, вскоре он меня бросил. И тогда я решила отомстить. Я решила, что я превзойду его в его творчестве. И настанет день, когда у меня будет оркестр, и я сама буду устраивать рок-звезде его концерты! Так-то! Сейчас это мой близкий друг и родной человек. И я ему очень благодарна за все.

А затем я влюбилась в будущую рок-звезду. Ну, или по крайней мере, мне так казалось. Рок-звезда писал классные песни. Сам писал! Сам играл! Сам пел!!! Конечно же, у нас случилась любовь. Конечно же, вскоре он меня бросил. И тогда я решила отомстить. Я решила, что я превзойду его в его творчестве. И настанет день, когда у меня будет оркестр, и я сама буду устраивать рок-звезде его концерты! Так-то! Сейчас это мой близкий друг и родной человек. И я ему очень благодарна за все.

На последние деньги я купила себе гитару и записалась в музыкальную школу. Потом я долгое время меняла педагогов, потому что не знала, каким должен быть в итоге мой голос. По-настоящему я нашла свой голос и путь, когда волею случая попала к Юрию Ивановичу Баздыреву, бывшему тенору Московской Государственной Филармонии и удивительному педагогу, преподававшему в московском эстрадно-джазовом училище на Ордынке и воспитавшем добрую половину нашей эстрады.

Воистину, Юрий Иванович был педагогом от Бога и мог заставить петь даже стул. Я проучилась у него до своего первого концерта, после которого моего Учителя не стало. Юрий Иванович был уже очень стареньким… Можно сказать, что я была его последней ученицей.  Его смерть стала для меня очень сильным ударом и в то же время мощным толчком к действию. Юрий Иванович верил в меня так, как не верил на тот момент никто. И я пообещала себе оправдать его надежды.

Марина Гутенева (композитор и аранжировщик): Всё начинается где-то глубоко в детстве. Я помню, что я всегда любила музыку, очень внимательно слушала и даже поглощала ее. У меня в детстве была подруга старше меня на шесть лет, она училась в музыкальной школе. И когда я первый раз услышала звуки музыки, я была зачарована на всю жизнь. Потом мой дядя подарил мне аккордеон, и я пошла в кружок. Ну, и так далее…

Матвей Байдиков (гитара): Мой первый импульс — любовь к музыке.

Евгений Кузнецов (бас-гитара): А мной двигало желание самостоятельно воспроизводить ту музыку, которая нравится.

Анастасия Смагина (виолончель): Для меня, кроме любви к музыке, вдохновителями были Apocalyptica.

— Чем привыкли руководствоваться при выборе — своим мнением или советами окружающих?

Ника Ратомская (лидер группы): Смотря в чем. Если мой композитор, Марина Гутенева, говорит мне, что это неслушабельно, когда за одной тональностью идет тональность третьего родства, я ей верю и делаю, как она говорит. Потому что ее опыт и образование лучше моего. А вот когда окружающие говорят, что стиль моей музыки какой-то не такой, я не обращаю на это внимания. Потому что в нашей стране не каждый способен отличить Билана от Бетховена. А я, по крайней мере, честна сама с собой.

Марина Гутенева (композитор и аранжировщик): У меня лично нет ни кумиров, ни авторитетов.

Матвей Байдиков (гитара): Я руководствуюсь только своим мнением.

Анастасия Смагина (виолончель): Советы надо выслушивать, они бывают полезными, но про свое мнение забывать никогда нельзя.

— Что вы вкладываете в определение «яркая личность»? Насколько вы все ему соответствуете? Обязательно ли лидер группы должен быть «самым ярким»?

Ника Ратомская (лидер группы): Не бывает неярких личностей. Каждый человек загорается там, где ему интересно. В толпе нашего виолончелиста Петю Сурайкина можно различить по длинным серебряным волосам и такому же чехлу виолончели. Но при этом, когда он играет — где бы он ни находился — дома, на сцене, в студии — я не видела мужчины красивей.

А в нашей стране в общественном транспорте все мы, как правило, на одно лицо. Разве что иногда внешне в нем выделяются иностранцы, подростки, панки, бабушки с синими волосами, пьяные и счастливые. Что же касается лидера группы — он должен сиять ярче других. Иначе за ним никто не пойдет.

Марина Гутенева (композитор и аранжировщик): Личность сама по себе — это уже интересно. Сейчас редко встретишь настоящую личность. А яркость?.. Слово видимо не из моего лексикона. У меня есть понятие «интересный человека». Лидер группы должен быть прежде всего харизматичным, иметь индивидуальность.

Матвей Байдиков (гитара): Главное — харизма и талант. Все должны быть яркими, а лидер должен быть ещё и хорошим солистом, и очень умным человеком.

Евгений Кузнецов (бас-гитара): Я не понимаю определения яркая личность. Явно — не должен. Всё зависит от стиля и вида творчества.

— Первые радости на музыкальном поприще?

Ника Ратомская (лидер группы): Первая музыкальная радость случилась у меня еще в школе. Как-то раз, накануне концерта в день последнего звонка, я дома напела одноклассницам песню, посвященную нашим учителям. Она была написана не на мою музыку. И вообще — в шутку. Я не собиралась нигде эту песню исполнять. Но у одной из моих одноклассниц было музыкальное образование и замечательный гармонический слух.

На следующий день эту песню пела вся школа. Причем не только на концерте. Песня звучала буквально из каждого туалета и даже из курилки, где собирались все самые бесстрашные звезды нашей школы.

Марина Гутенева (композитор и аранжировщик): Мой педагог в музыкальном кружке сказал, что у меня здорово получается!

Матвей Байдиков (гитара): Концерт для друзей во дворе под портвейн.

Евгений Кузнецов (бас-гитара): Концерты в серьезных местах с сильными музыкантами.

— Первые горести, разочарования?

Когда я начала профессионально учиться музыке, первой моей великой печалью стало понимание того, что в песнях моего бывшего возлюбленного, который обещал стать рок-звездой оказалось всего три аккорда. В лучшем случае — четыре. А в довершение всего потом оказалось, что из всех моих кумиров петь умеют только Селин Дион и Лучано Паваротти.

Ника Ратомская (лидер группы): Когда я начала профессионально учиться музыке, первой моей великой печалью стало понимание того, что в песнях моего бывшего возлюбленного, который обещал стать рок-звездой оказалось всего три аккорда. В лучшем случае — четыре. А в довершение всего потом оказалось, что из всех моих кумиров петь умеют только Селин Дион и Лучано Паваротти.

Матвей Байдиков (гитара): В восемь лет я изобрел много аккордов и играл их на гитаре, активно пользовался ими. Разочарование было очень горьким, когда узнал что всех их давно изобрели.

— Многие считают, что 90% успеха группы — это работа продюсера. Можете согласиться?

Ника Ратомская (лидер группы): Смотря что понимать под успехом и какую цель ставит для себя исполнитель. Хороший продюсер может ускорить любой процесс. В нашей стране, продюсер — это человек, который продает товар любой ценой, подгоняя его в итоге под формат, который в принципе имеет спрос.

Это на случай, если исполнитель хочет заработать денег и продемонстрировать свое лицо на всех обложках журналов для домохозяек и подростков. К истинному искусству это имеет небольшое отношение. Потому что от него остаются кое-какие деньги и дорогие клипы, в которых демонстрируются красивые виды и груди или торсы и периодически — ревущие гитары.

В Канаде, например, продюсер не будет продавать товар любой ценой. Он будет продавать хороший, уникальный товар. У Селин Дион муж продюсер. Рене Анжелил заложил свой дом для того, чтобы выпустить сольный альбом четырнадцатилетней девочки. В далеком будущем для шоу Селин Дион, которое поставил лучший шоумен мира Франко Драгоне (тот, который придумал Цирк дю Солей), построили в Лас-Вегасе театр. Под девяностопроцентным успехом продюсерской работы я подразумеваю такой итог.

Если же в нашей стране исполнитель хочет заработать денег, но при этом сохранить свое лицо и то, за что его уважают хотя бы небольшое количество людей, которые вообще в курсе, что такое уважение, ему нужен не продюсер, а время, колоссальная вера в свое дело и не менее колоссальная работа над собой. И если кто-то считает, что терпение и труд уже давно ничего не перетирают — сходите на сольный концерт группы «Тинтал». Такого настоящего шоу в нашей стране не делает никто.

Марина Гутенева (композитор и аранжировщик): Мое дело музыку писать и играть, я не сильно разбираюсь в таких вопросах. Хотя у меня есть мнение, что западные формулы успеха не работают на отечественной ниве.

Матвей Байдиков (гитара): Я думаю, что «продюсерский» успех проекта заканчивается на следующий день, а настоящее искусство — вечно.

Евгений Кузнецов (бас-гитара): Если речь идет о коммерческом успехе, то это правда, но работает тут не один продюсер, а целая команда под его началом (пиарщики, рекламщики и так далее).

— Каковы, по-вашему, составляющие успеха?

Ника Ратомская (лидер группы): Терпение, труд и немного удачи.

Марина Гутенева (композитор и аранжировщик): Тут опять же, что под этим понимать. У каждого свое представление об успехе. Для меня лично успех — это реализация планов близко к идеальному. Если удалось — успех, не удалось, что ж… получится в следующий раз. А успех в плане известности меня не слишком волнует.

Матвей Байдиков (гитара): Счастье: творческое, материальное, семейное.

Анастасия Смагина (виолончель): Работа над собой, талант, смелость и искренность.

— Сцена, говорят, открывает все недостатки, заставляет расти. Что в вас изменилось — благодаря концертам?

Поначалу мне казалось, что главное в нашем деле — это драйв. А со временем я поняла, что главное — это качество. С началом эпохи бардовской песни в композиторы и певцы подались все. И почему-то низкий уровень исполнения при отсутствии мелодии в песне и наличии хороших стихов считается нормой.

Ника Ратомская (лидер группы): В первую очередь — отношение к Музыке. Поначалу мне казалось, что главное в нашем деле — это драйв. А со временем я поняла, что главное — это качество. Сейчас век Интернета, а с началом эпохи бардовской песни в композиторы и певцы подались все. И почему-то низкий уровень исполнения при отсутствии мелодии в песне и наличии хороших стихов считается нормой.

Страна, которая в свое время дала миру композиторов такого уровня, как Чайковский и Стравинский, в настоящий момент смеется над собой вместе с Захаром Май. Я не знаю человека, который бы четче выразил современную музыкальную ситуацию в нашей стране. «Главная проблема музыки в России — это лично ты. Потому что ты слушаешь г… но».

Раньше я считала, что если я автор-исполнитель, то я не обязана знать нотную грамоту и вообще главное в моем творчестве — это стихи. Сейчас у меня профессиональный состав, в котором играют музыканты высочайшего уровня, и мне стыдно перед ними за каждую неверно спетую ноту. Потому что если уж я взялась быть лидером среди этих людей, значит, эти люди заслуживают лидера, достойного их умения играть. Равно как и слушатель в зале заслуживает хорошей, качественной и живой музыки.

Марина Гутенева (композитор и аранжировщик): Я участвую в различных концертах с семи лет. Сложно сказать, когда ты в этом живёшь. Концерт для меня это способ донести свое творчество или видение чужого творчества для людей, которые хотят разделить со мной эту радость открытия. Наверное, главное, чему я научилась благодаря концертам — это стойкость, умение не впадать в панику, если что-то идёт не так.

— Что интересного вы услышали о себе от своих слушателей? Что хуже — лесть или критика?

Ника Ратомская (лидер группы): Лучший комплимент, который мне когда-либо делали слушатели, сделал один мой друг. Мы много лет не общались, он не был ни на одном моем концерте. И вот как-то раз я получила от него письмо, в котором он писал, что впервые решил послушать, что я там пою, сел к компьютеру, открыл пиво. Включил запись и — забыл про пиво…

Лесть не годится в любом случае. Тем более, что ты и так сам знаешь все свои ошибки. А что касается критики, то она должна быть конструктивна и аргументирована. Бесполезно слушать критику от людей, которым изначально не нравится твое творчество — этим людям не угодишь, в любом случае. Или от людей, которые много говорят, но не могут показать, как было бы лучше.

Ленивый критик — самый частый гость в любом коллективе. Общение с ним — пустая трата времени, которое можно было бы потратить на дополнительные занятия. А вот к здравой критике от людей выше уровнем мастерства, которые уже что-то сделали сами — нужно прислушиваться, засунув свою гордость, куда удобней.

Ленивый критик — самый частый гость в любом коллективе. Общение с ним — пустая трата времени, которое можно было бы потратить на дополнительные занятия. А вот к здравой критике от людей выше уровнем мастерства, которые уже что-то сделали сами — нужно прислушиваться, засунув свою гордость, куда удобней. Такая критика всегда полезна и помогает развиваться. Потому что, как ни крути, а со стороны твои ошибки всегда виднее.

— Ваш лучший музыкальный поступок?

Марина Гутенева (композитор и аранжировщик): Моя жизнь так тесно связана с музыкой, что я даже не знаю…

Матвей Байдиков (гитара): Присутствует на каждом моём концерте.

Евгений Кузнецов (бас-гитара): Хватило терпения освоить свой инструмент.

Анастасия Смагина (виолончель): То, что несколько лет назад я после достаточно долгого перерыва опять взяла в руки виолончель.

Ника Ратомская (лидер группы): Моя «Мантра»!

Понравилось? Слушай и качай музыку на официальном сайте! Следи за концертами!

Мантра

Симфонический поп-рок

Московский музыкальный проект Ники Ратомской и Марины Гутеневой.

Сказка, придуманная однажды ночью на кухне за чашкой горячего чая. Быль, ставшая смыслом жизни одного человека. Молитва о доброте, любви и взаимопонимании. Высшее знание того, что в итоге все будет очень-очень хорошо.

Ника Ратомская — музыка, стихи, гитара, клавиши, вокал
Марина Гутенева — музыка, стихи, аранжировка, клавиши, гитара, аккордеон, бэк-вокал, вокал
Петр Сурайкин — виолончель
Ульяна Завацкая — скрипка
Матвей Байдиков — гитара
Евгений Кузнецов — бас-гитара
Артем Самойлов — барабаны
Анастасия Смагина — виолончель
Елена Апокорина — скрипка
Анна Соколова, Дмитрий Вакарчук — флейта
Ася Галицкая, Александр Ванигасурия — перкуссия

Добавить комментарий