Певица, артистка, педагог по вокалу София Чич ведёт неунывающую творческую жизнь, она говорит о том что скорость обучения у каждого человека своя и включает в обучение нестандартные приёмы: дыхательные практики, медитацию и танцы.
В ученике нужно услышать не только вокальные данные и их развивать, но и прочувствовать струны его души.
— София, у вас такая насыщенная творческая жизнь! Расскажите о проектах, над которыми сейчас работаете.
— У меня действительно насыщенная жизнь! В данный момент работаю над несколькими музыкальными проектами: записываю песни для нового диска, выбираю сюжет для нового клипа, готовлюсь к предстоящему сольному концерту, который состоится в октябре. Помимо этого параллельно выступаю на различных мероприятиях: 24 августа приняла участие сразу в двух значимых событиях Санкт-Петербурга: выступила в честь открытия 9 Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой совместно с квартетом «Струны Петербурга» и главным резидентом Budda-Bar DJ Nil и на Фестивале дистрибьютеров компании Nature’s sunshine «Лидер-2013». Помимо перечисленного выше, еще занимаюсь с учениками вокалом.
— Как началась ваша карьера? Когда вы в первый раз вышли на сцену?
— Все началось с моего детства. Сколько себя помню — пела всегда и везде: в кругу семьи, в школе, в районом Клубе культуры, но заниматься пением профессионально не думала, пока случайно не попала на конкурс «Алло, мы ищем таланты!». Мне тогда было пятнадцать лет. В жюри конкурса сидела заведущая вокальной кафедры Адыгейского Республиканского Училища искусств им. У. Х. Тхабисимова Даутова С. Ш., которая пригласила меня после конкурса прийти на прослушивание в музыкальное училище.
С того самого знаменательного дня в моей жизни появилась мечта — научиться вокальному искусству, получить профессиональное музыкальное образование. Дома в то время моего энтузиазма никто не понял: для меня уже была определена профессия экономиста, а профессию певицы не воспринимали, как серьезную. Все же я настояла на своем и все-таки пошла на прослушивание, а чуть позднее поступила на вокальное отделение музыкального училища, не зная еще пока нотной грамоты.
…я приехала в Санкт-Петербург и с тех пор он стал моим вторым домом. Величие великого города меня ошеломило: он стал моим мудрым учителем.
Заботливая, добрая и строгая Сариет Шабановна стала для меня не только любимым педагогом по вокалу и вокальному ансамблю, но и второй Мамой. Я быстро развивалась и очень скоро стала одной из самых сильных на курсе. К третьему году обучения у меня появилась новая мечта — я очень хотела продолжать учиться вокальному искусству в Консерватории Москвы или Санкт-Петербурга. И я усердно трудилась… В 2003 году я приехала в Санкт-Петербург и с тех пор он стал моим вторым домом. Величие великого города меня ошеломило: он стал моим мудрым учителем.
Судьба ко мне благосклонна: в Санкт-Петербурге я получила два высших музыкальных образования, закончив Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова с красным дипломом по специальности «Оперный и концертно-камерный певец и педагог» и Санкт-Петербургскую государственную Академию театрального искусства по специальности «Артист музыкального театра». Параллельно с учебой выступала в различных спектаклях в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской Консерватории и Детского музыкального театра «Зазеркалье». Думаю, что именно с начала обучения вокальному искусству профессионально и началась моя карьера.
— Вы исполняете различные арии, а есть ли героиня, с которой вы себя ассоциируете? Или вы никогда себя не сопоставляете с героиней?
— У меня много любимых арий и каждая героиня мне близка. Не могу сказать с какой из них я себя ассоциирую полностью, но частично может быть с Виолеттой из оперы Дж. Верди «Травиата» и Сюзанной из оперы В. Моцарта «Свадьба Фигаро» — и это в первую очередь касается не их социального поведения, а их душевной организации. Виолетта чувственная, страстная и нежная: в ней есть аристократичное благородство и жертвенность. А Сюзанна веселая, кокетливая, мудрая, умеющая достойно выйти из любой щекотливой ситуации.
— Как вы готовитесь к выступлению? Слышала, что некоторые вокалисты пьют 50 грамм коньяка для связок.
— Накануне выступления стараюсь хорошо выспаться, так как недостаток сна влияет на общее самочувствие и, соответственно, на звучание голоса. Не ем острую пищу и не пью холодные напитки, чтобы не вызвать раздражение связок. Лишнее волнение снимаю дыхательными упражнениями. Перед выходом на сцену стараюсь ни с кем много не разговаривать и максимально сосредоточиться на предстоящем выступлении.
Искусственные помощники имеют вредное воздействие на организм человека и я предпочитаю принимать естественные и натуральные средства: например, чай с медом и мелиссой перед сном. Хорошо помогает медитация…
Алкоголь никогда не принимаю ни для связок, ни для настроения, ни для снятия стресса. Успокоительными лекарственными средствами тоже не увлекаюсь. Все эти искусственные помощники имеют вредное воздействие на организм человека и я предпочитаю принимать естественные и натуральные средства: например, чай с медом и мелиссой перед сном. Хорошо помогает медитация…
— Случались ли у вас какие-нибудь экстремальные выступления?
— У меня были такие случаи… На одном большом сборном концерте меня просто не объявили ведущие и я до сих пор не понимаю, как такое могло произойти… А я стояла за кулисами в концертном платье и так и не дождалась своего выхода. Еще был случай, когда на третьем куплете моей песни выключился свет и я допевала в полной темноте. Как-то во время своего пения слышу как один из зрителей со второго ряда сказал, что я очень громко пою и не могла бы я петь потише… Никогда не знаешь, что произойдет через секунду. Стараюсь воспринимать такие происшествия с юмором.
— У вас есть школа вокала… Неужели правда, что научиться петь может любой?
— Да, убеждена, что научиться петь может любой человек при большом желании и соответствующей тренировке. В каждом из нас заложены творческие способности, просто их нужно увидеть и помочь раскрыть. Конечно, у всех людей разные природные данные и развиваются все индивидуально. Можно достигнуть значительных творческих успехов, имея самые скромные вокальные данные, если ученик хочет заниматься вокалом и преданно трудится.
— А много учеников вы уже выпустили?
— Каждый учится столько, сколько ему необходимо для осваивания вокальных основ и дальнейшего совершенствования вокального мастерства. Это в ВУЗах учатся по пять лет. Я считаю, что учиться надо столько, сколько есть в этом потребность. Кому-то из учеников нужно больше времени, а кому-то меньше. К каждому у меня индивидуальный подход и я не устанавливаю временные рамки окончания обучения. Первый результат обучения начинает появляться через два-три месяца, но и это индивидуально у каждого.
— Вы следите за их карьерой, достижениями после выпуска?
Психологически зажатый певец не сможет раскрыть всех своих вокально-технических и артистических возможностей, поэтому психологическая грамота музыканту также необходима.
— У меня с учениками хорошие, теплые отношения, поэтому обо всех их достижениях, конечно, знаю. Думаю, что приятная и дружественная атмосфера на уроке благоприятно сказывается на весь процесс обучения. В ученике нужно услышать не только вокальные данные и их развивать, но и прочувствовать струны его души. Пение — процесс психофизический. Психологически зажатый певец не сможет раскрыть всех своих вокально-технических и артистических возможностей, поэтому психологическая грамота музыканту также необходима. Каждая, даже самая маленькая, победа моего ученика — моя большая победа.
— Есть те ученики, которыми вы особо гордитесь?
— Горжусь всеми своими учениками: каждый из них герой. После каждого урока они выходят как после занятия фитнесом. Уроки у меня необычные: мы поем, делаем дыхательные упражнения и зарядку, танцуем под собственное пение. У меня своя методика обучения, но основа — это обучение belcanto.
— Что же для вас важнее — петь или учить пению?
— Для меня важно петь, чтобы учить и учить, чтобы петь. Процесс обучения бесконечный: я до сих пор учусь у своих учеников, чтобы потом их же обучать и самой петь. Они для меня как зеркало, в котором отображаюсь я сама.
— И напоследок — дайте совет начинающим исполнителям.
— Начинающим исполнителям я бы хотела пожелать любви к своей профессии, терпения и веры в себя. Дорог много и только от вас зависит какую вы выберете и куда придёте в итоге.
Хочешь петь? Хочешь учиться? Знакомься подробнее!
София Чич
Певица, артистка, педагог по вокалу
Родина — Северный Кавказ, Республика Адыгея, город Майкоп.
Закончила Адыгейское республиканское училище искусств, им. У. Тхабисимова.
В 2008 году закончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства по специальности «Артист музыкального театра». Будучи студенткой 3 курса певица была принята в Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье», где исполняла разнообразные роли в спектаклях.
В 2010 закончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Николая Римского-Корсакова.
Певица ведет активную творческую деятельность, выступая на сценах ведущих концертных залов, оперных театров в России и за рубежом, среди которых: Театр оперы и балета СПб консерватории (Большой зал А.Г. Рубинштейпа), малый зал им. Глазунова СПб консерватории, Дворец на Яузе и дворец культуры «Губкинец» (Москва), Большой концертный зал «Октябрьский», Мюзик-Холл, малый зал СПб филармонии, Государственная филармония Республики Адыгея, и др.
В 2011 певице присвоено звание «Заслуженный артист Республики Адыгея».
Лауреат межународных конкурсов и фестивалей: «Окрась мир звуками» (2008), «Невские встречи» (2011), «Петербургская весна» (2011)
Является членом обще6ственного молодежного совета по делам национально-культурных объединений Санкт-Петербурга и соотечественников за рубежом при Комитете по внешним связям Санкт-Петербурга.